Зона свободной торговли еаэс – Соглашения о свободной торговле с третьими странами

Содержание

Зона свободной торговли с Ираном усилит азиатский вектор ЕАЭС

Парламент Ирана 10 июня ратифицировал временное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом, подготовка которого велась на протяжении двух лет. Запуск ЗСТ с Ираном усилит азиатский вектор развития ЕАЭС, который в сложившихся условиях выглядит единственно возможным.

Вопрос создания указанной ЗСТ обсуждался давно. В условиях острого геополитического противостояния с Западом Тегеран и Москва, как и остальные члены ЕАЭС, являются друг для друга естественными союзниками. Сближению с Ираном способствует география стран-участниц Союза, начертание их транспортных коммуникаций, а также наличие давних торгово-экономических связей. Тем не менее переговоры о создании ЗСТ продвигались непросто ввиду схожей структуры экономик Ирана и крупнейших государств ЕАЭС, ориентированных на экспорт нефтегазовых ресурсов, а также сложностей в согласовании условий торговли потребительскими товарами.

Начало переговоров о создании ЗСТ с Ираном было одобрено президентами евразийской «пятерки» в декабре 2016 г. В марте следующего года участники Евразийского межправительственного совета, объединяющего глав правительств союзных государств, подписали распоряжение о подготовке временного соглашения по созданию ЗСТ с Ираном. Вскоре пресс-служба ЕЭК сообщила о завершении работы над текстом временного соглашения, которое было разработано на основе правил ВТО. Стороны обязались соблюдать ее основополагающие принципы в части обеспечения режима наибольшего благоприятствования и национального режима торговли в отношении всех товаров, на которые будет распространяться действие договора.

Однако подписать соглашение до конца 2017 г., как на то надеялись в ЕЭК, не удалось. Документ о ЗСТ между Ираном и ЕАЭС был подписан лишь 17 мая 2018 г. в ходе Астанинского экономического форума, а его ратификация растянулась еще на год. Так, если российская Госдума ратифицировала временное соглашение с Ираном еще 15 ноября прошлого года, то парламентом Казахстана – только в апреле нынешнего. В силу документ должен вступить до конца этого года.

Смысл создания зоны свободной торговли заключается в том, что договаривающиеся стороны снижают или вообще отменяют таможенные пошлины по согласованному списку товаров. Именно этот перечень, а также размер таможенных тарифов и являются, как правило, наиболее трудными вопросами в процессе переговоров. Снижение таможенных пошлин или открытие рынков может негативно повлиять на внутреннее производство, чего участники соглашения стараются избежать.

Именно по этим причинам в обозримой перспективе невозможно создание ЗСТ между ЕАЭС и КНР, в котором китайская сторона очень даже заинтересована. Наплыв дешевой китайской продукции приведет к массовому банкротству промышленных и сельскохозяйственных предприятий в ЕАЭС, что делает ЗСТ с Китаем невыгодной.

Временное соглашение между ЕАЭС и Ираном, по данным Минэкономразвития РФ, включает 502 кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности с «евразийской» стороны и 360 кодов – с иранской. Условия соглашения приближены к правилам ВТО и предусматривают, что в отношении охваченных им товаров применяются обязательства по отказу от применения количественных запретов и нетарифных торговых ограничений. При этом объем российского экспорта в Иран, который попадает под действие соглашения, по данным за предшествовавший его подписанию 2017 год, оценивается в 822 млн. долл., а иранского экспорта в Россию – в 249 млн. долл. То есть Россия изначально находится в более выигрышной позиции и еще до начала действия соглашения имеет в торговле с Ираном профицит.

В целом же соглашение оценивается для стран ЕАЭС как чрезвычайно выгодное. В ходе переговоров Тегеран, как отметил замдиректора департамента торговой политики ЕЭК Станислав Георгиевский, согласился снизить для Союза размер пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции почти втрое – с 32 до 13%. Таможенные тарифы на ввоз в Иран промышленной продукции сократились не столь ощутимо, но тоже значительно – с 22 до 15% ее стоимости. Если объемы торговли между Ираном и ЕАЭС останутся на прежнем уровне, это позволит союзным предприятиям ежегодно экономить на пошлинах около 50 млн. долл. В итоге товары из стран ЕАЭС будут продаваться на иранском рынке по значительно более низким ценам, чем товары из других стран, что создаст для них значительные конкурентные преимущества.

«Несколько лет назад стало понятно, что санкционный режим в отношении Ирана будет облегчен, – заявил в апреле этого года С. Георгиевский. – Тогда многие страны стали бороться за большой и перспективный иранский рынок. ЕАЭС тоже вступил в эту борьбу, и мы в ней победили, потому что никто из наших конкурентов за последние годы соглашение с Ираном о свободной торговле не подписал».

Благодаря заключению временного соглашения о создании ЗСТ с Ираном государства ЕАЭС, по его словам, будут поставлять промышленные и сельскохозяйственные товары, продукцию металлургии, нефтехимии, лекарства и косметику на иранский рынок по таможенным пошлинам на очень выгодных условиях. Свою выгоду получат и потребители в странах Союза, которые смогут покупать более дешевые иранские товары, в числе которых – орехи, сухофрукты, мясомолочные продукты, товары легпрома (ковры и одежда).

Любопытно, что по итогам прошлого года Иран активно наращивал экспорт своей продукции в Россию, тогда как российский экспорт, напротив, несколько сократился. Общий объем торговли между двумя странами в прошлом году составил 1,7 млрд. долл., увеличившись всего на 2%. При этом экспорт из России в Иран уменьшился на 8% (до 1,2 млрд. долл.). Зато иранский экспорт в РФ увеличился более чем на треть и достиг 533 млн. долл. Тем не менее Россия в результате получила профицит в размере 675 млн. долл. Основные статьи российского экспорта – продовольствие (зерно, подсолнечное масло, мясо), древесина и целлюлозно-бумажные изделия, машины, оборудование и металлы. Главные стати иранского экспорта – продовольствие (в основном фрукты и орехи), медь и продукция химической промышленности.

Среди внешнеторговых партнеров России Иран занимает всего 50-е место. Однако после заключения соглашения о ЗСТ ситуация может заметно измениться. По оценке президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, Иран, ежегодные темпы роста ВВП которого прогнозируются на уровне 4%, является для российского бизнеса весьма привлекательным рынком. В ближайшие годы взаимный товарооборот реально увеличить до 3 млрд. долл., а в перспективе – до 10 млрд. долл. При этом речь идет отнюдь не только о торговле продовольствием. Российские компании планируют участвовать в модернизации транспортной инфраструктуры Ирана, поставлять ему технологии, современную технику и оборудование. О перспективах развития торговли с Ираном позволяет судить опыт создания ЗСТ с Вьетнамом. В течение первого года экспорт из ЕАЭС в эту страну вырос сразу на 40%, что в случае с Ираном даст годовой прирост торговли в размере почти 700 млн. долл.

Азиатский вектор развития внешнеторговых связей Союза отнюдь не является случайным. Евросоюз, который рассматривает ЕАЭС как своего конкурента на востоке Европы, предпочитает его не замечать и никаких документов с ним не подписывать. Поэтому заключение соглашений о ЗСТ сегодня обсуждается почти исключительно с восточными странами – Египтом, Сингапуром, Индией и Израилем. Сотрудничество с большинством из них позволяет ЕАЭС наращивать несырьевой экспорт и развивать промышленную и технологическую кооперацию. Единственным исключением является Сербия, которая, хоть и находится в Европе, в состав ЕС пока не входит. Соглашение с ней было заключено странами «интеграционной тройки» – Россией, Казахстаном и Белоруссией вскоре после создания ими в 2010 г. Таможенного союза. И теперь к нему должны присоединиться ставшие членами ЕАЭС в 2015 г. Армения и Киргизия.

Несколько омрачающим ратификацию соглашения обстоятельством является лишь тот факт, что оно является временным и рассчитано всего лишь на три года. Ситуация, однако, поправима. Не позднее чем через год после его вступления в силу стороны должны вновь начать переговоры и выйти на заключение постоянного соглашения о ЗСТ.

www.ritmeurasia.org

Зона свободной торговли ЕАЭС и Вьетнама: возможности, риски и планы

Экспорт каких товаров вырастет

После вступления соглашения в силу Вьетнам должен будет обнулить для поставщиков из стран Евразийского союза ввозные таможенные пошлины на более чем 59% тарифных линий от общей товарной номенклатуры. В отношении еще 29% групп товаров ставки таможенных пошлин будут снижены до 0% в течение 5-10 лет.

Таким образом, отмена ввозных таможенных пошлин вьетнамской стороной не охватывает только 12% товарной номенклатуры, по большинству из которых у стран ЕАЭС отсутствует экспортный интерес. К ним относятся химические отходы, платина и бижутерия, специальные изделия из стали, спецтехника наземного транспорта, использованные покрышки, отдельные виды мяса и субпродуктов, сахар, томаты, овощи и соки, некоторые алкогольные напитки и табачная продукция.

В свою очередь отмена таможенных пошлин может привести к росту экспорта во Вьетнам мяса птицы и колбас, сыров и масла, пшеницы и муки, удобрений, нефти и нефтепродуктов, асбеста, стальных труб и проката, буровых платформ, шин и покрышек, печатных книг и картона, автомобилей.

Касаемо автомобилей, Слепнев отметил, что практически все российские марки планируют выходить на рынок Вьетнама — ГАЗ, КАМАЗ, УАЗ, «АвтоВАЗ», а также белорусский МАЗ.

Вьетнамские поставки после снятия таможенных барьеров будут расти в части рыбы, риса, фруктов, овощей и орехов, их консервации. Из промышленных товаров ожидается увеличение поставок продукции легкой промышленности (куртки, спортивные костюмы, брюки, юбки, спортивная обувь), электронного оборудования (принтеры, швейные машины, телефоны и смартфоны), изделий из кожи и различных бытовых готовых изделий (зубные щетки, веники).

По экспертным оценкам, экономия на пошлинах для экспортеров ЕАЭС может составить около 40 миллионов долларов в первый год функционирования соглашения, а по истечению всех переходных периодов — около 60 миллионов долларов. Вьетнамские компании в результате отмены таможенных пошлин могут рассчитывать на экономию до 5-10 миллионов долларов в год.

ria.ru

ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о зоне свободной торговли — Экономика и бизнес

ПОСЕЛОК БУРАБАЙ /КАЗАХСТАН/, 29 мая. /ТАСС/. Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Вьетнам заключили Соглашение о зоне свободной торговли.

Церемония подписания состоялась по завершении заседания Евразийского межправительственного совета в Казахстане. Подписи под документом поставили премьер-министры стран Союза и Вьетнама.

Заключенное сегодня Соглашение стало первым международным документом о ЗСТ между ЕАЭС (в него входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и сейчас завершаются ратификационные процедуры по присоединению Киргизии) и третьей стороной.

Глава российского правительства Дмитрий Медведев назвал подписание Соглашения «в известной степени прорывным решением». На сегодняшней двусторонней встрече с вьетнамским премьером Нгуен Тан Зунгом он выразил надежду, что реализация документа «будет способствовать развитию наших стран и укреплению наших отношений». Глава кабмина Вьетнама заверил, что правительство республики будет неукоснительно выполнять взятые на себя обязательства, в том числе и договоренности, достигнутые во время визита Медведева во Вьетнам.

«Это серьезный шаг. Тем самым мы показываем свое понимание процессов, происходящих в мировой торговле», — сообщил журналистам министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Андрей Слепнев, комментируя подписание Соглашения. По его словам, реализация документа позволит увеличить товарооборот между странами ЕАЭС и Вьетнамом с нынешних $4 млрд до $8-10 млрд к 2020 году, причем в этом показателе доля РФ может составить около 80%.

В материалах, подготовленных ЕЭК к церемонии подписания, отмечается, что Соглашение вступит в силу через 60 дней после того, как во всех странах ЕАЭС и во Вьетнаме оно будет ратифицировано в соответствии с национальным законодательством.

Доступ на рынки

Соглашение о зоне свободной торговле между странами Евразийского экономического союза и Вьетнамом закрепляет взаимные обязательства участников упростить доступ товаров на рынки стран-участниц данного договора.

Таможенные пошлины будут снижены на 88% товаров взаимной торговли, из них на 59% ставки будут снижены сразу же, еще не 29% — постепенно через 5-10 лет. Средний арифметический уровень ввозных таможенных пошлин Вьетнама для товаров стран ЕАЭС будет снижен с 10 до 1% к 2025 году.

Отдельным приложением к Соглашению Россия и Вьетнам договорились об упрощении доступа на рынок в сфере услуг, позднее по желанию к этому приложению могут присоединиться и другие страны ЕАЭС.

Заключение Соглашения откроет перед предпринимателями стран ЕАЭС благоприятные возможности начать поставки на вьетнамский рынок емкостью порядка 90 млн человек, а также, развивая кооперационное производство во Вьетнаме, выйти на рынки других стран АСЕАН и азиатского региона в целом, говорится в материалах ЕЭК. При этом документ предусматривает и меры защиты внутреннего рынка ЕАЭС от возможных рисков демпинга или резкого роста вьетнамского импорта вследствие либерализации торговли.

Снижение ряда пошлин

Согласно материалам ЕЭК, Вьетнам снизит для стран ЕАЭС пошлины на молочную продукцию с 20% до 0% без переходного периода, на мелассу с 10% до 0% без переходного периода, на семена льна — с 10% до 0% без переходного периода, на калийные удобрения 0 с 6% до 0% без переходного периода, на бензин — с 19% до 0% к 2027 году, на грузовые автомобили — с 17% до 0% в течение 10 лет и пр.

Кроме того, Вьетнам снизит пошлины на мясо птицы с 20% до 0% в течение 5 лет, на алкогольную продукцию — с 10% до 0% в течение 10 лет, на шины — с 5-30% до 0% в течение 5 лет, на автобусы — с 30-40% до 0% в течение 10 лет, на легковые автомобили — с 50-70% до 0% в течение 10 лет.

Отмена таможенных пошлин может привести к росту экспорта из ЕАЭС во Вьетнам мясной и молочной продукции, пшеницы, муки, сигарет, удобрений, нефти и нефтепродуктов, стальных труб и проката, шин и покрышек, автомобилей.

В свою очередь, Ханой сможет нарастить поставки в страны ЕАЭС рыбы, риса, фруктов, овощей, орехов, а также продукции легкой промышленности, электронного оборудования, изделий из кожи, разных бытовых готовых изделий.

На наиболее чувствительные для стран ЕАЭС товары, такие как чай, кофе, сахар, консервированные огурцы, крахмал, растворимые напитки, трубы, автомобили, некоторые виды товаров легкой промышленности (например, пальто, костюмы и пр.) ставки ввозных таможенных пошлин для Вьетнама снижаться в рамках соглашения не будут.

По ряду товаров будут введены квоты. Например, на рис вьетнамской стороне будет предоставлена минимальная квота для поставки по нулевой ставке пошлины — в размере 10 тыс тонн. Эта квота не превышает 5% от общего объема импорта риса из третьих стран и 20% от среднего значения ежегодных поставок риса из Вьетнама в ЕАЭС. Кроме того квота предоставляется на длиннозерный рис, который не выращивается в странах союза.

Со стороны Вьетнама пошлины сохраняются на отдельные виды готовой продукции из мяса, кондитерские изделия, соль, промышленные отходы, изделия из драгоценных металлов, автомобили специального назначения и т.д., которые в основном не представляют для производителей стран ЕАЭС экспортного интереса.

Всего изъятия коснутся 12% номенклатуры товарооборота между ЕАЭС и Вьетнамом.

В настоящее время ЕАЭС ведет переговоры о подписании аналогичных соглашений с Египтом, Израилем и Индией на уровне рабочих групп.

tass.ru

Подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном

Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Исламской Республикой Иран, подписано 17 мая в рамках Астанинского экономического форума.

Свои подписи под соглашением поставили Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян, Вице-премьер-министр Республики Армения Тигран Авинян, Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Василий Матюшевский, Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Аскар Мамин, Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Замирбек Аскаров, заместитель Председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак и министр промышленности, шахт и торговли Исламской Республики Иран Мохаммад Шариатмадари.

К церемонии подписания была приурочена панельная дискуссия «ЕАЭС – Иран: новые перспективы сотрудничества в условиях преференциальной торговли», участники которой обсудили эффекты от заключения соглашения, новые возможности, которые открываются для экспортеров из Союза и Ирана, а также направления углубления сотрудничества между сторонами.

Открывая дискуссию, Тигран Саркисян отметил, что документ стал особенным для ЕАЭС, так как подразумевает два этапа создания зоны свободной торговли (ЗСТ). На текущем этапе будет действовать Временное соглашение. За три года планируется договориться по полноформатному соглашению о ЗСТ между ЕАЭС и Ираном. Соглашение о ЗСТ охватит уже практически всю товарную номенклатуру. В перспективе товарооборот может увеличиться до полутора раз (150%).

Председатель Коллегии ЕЭК Тигран Саркисян поблагодарил всех участников переговорного процесса – представителей пяти стран Союза, бизнес-сообщество и сотрудников Комиссии, которые под руководством министра по торговле ЕЭК Вероники Никишиной провели «очень большую содержательную и организационную работу и вышли на результат, который удовлетворяет все стороны соглашения». А также иранских партнеров – «за проявление гибкости при достижении столь масштабных и предметных договоренностей».

«Сейчас в соглашение включен первоочередной перечень товаров, по которым ввозные пошлины во взаимной торговле будут снижены или устранены после вступления документа в силу, – рассказал Председатель Коллегии ЕЭК. – Соглашение охватывает 50% объема взаимной торговли, что, безусловно, говорит о значимости и серьезности договорённостей».

Тигран Саркисян назвал несколько основных преимуществ, которые получат предприниматели стран Союза и Ирана после вступления соглашения в силу. Одной из таких выгод является экономия на уплате ввозных таможенных пошлин.

Второе преимущество – это прозрачная и предсказуемая среда взаимной торговли. «Помимо снижения импортных пошлин, Временное соглашение предусматривает соблюдение сторонами основополагающих принципов международной торговли. Прописана схема, аналогичная нормам ВТО, что налагает обязательства и требования на Иран, несмотря на отсутствие у наших партнеров членства в ВТО», – сообщил Председатель Коллегии ЕЭК. 

Также достигнута договорённость не применять необоснованные нетарифные меры, ограничивающие торговлю, в отношении товаров, которые перечислены в соглашении.

Тигран Саркисян призвал экономических операторов активно использовать возможности и созданную регуляторную среду. «Необходимо развивать торговлю всей продукцией, поскольку это также будет являться в среднесрочной перспективе критерием того,  какие товары на втором этапе попадут в либерализацию», – обратился к бизнес-сообществу Председатель Коллегии ЕЭК.  

Первый заместитель Премьер-министра Республики Казахстан Аскар Мамин подчеркнул положительную динамику торгового оборота Казахстана с Ираном в первом квартале 2018 года. «Рост объема торговли еще до вступления в силу соглашения в первом квартале увеличился на 72%», – рассказал Первый заместитель Премьер-министра.

Аскар Мамин также отметил готовность Казахстана обеспечивать эффективную логистику для поставок товаров из Ирана на рынок ЕАЭС и из Союза в Иран. В качестве примера он привел действующие логистические проекты в сфере железнодорожного транспорта и портовой инфраструктуры.​

Вице-премьер-министр Республики Армения Тигран Авинян отметил исторически сложившиеся добрососедские отношения с Ираном. «Армения является единственной страной ЕАЭС, которая имеет сухопутную границу с Ираном, и мы попробуем это использовать на благо рынка Армении, ЕАЭС и Ирана», – сказал он.

Тигран Авинян сообщил, что в сотрудничество с Ираном будет вовлечена свободная экономическая зона (СЭЗ) «Мегри». Она предоставляет возможность организовать на своей площадке совместное производство. Производители из Ирана могут ввозить сырье в СЭЗ и получать готовую продукцию без бюрократических процедур для поставок на рынок ЕАЭС.

В качестве примера сотрудничества с Ираном представитель Армении привел уже существующий опыт – Армения производит продукты питания под иранские стандарты «халяль».

«Первый уникальный опыт создания многосторонних отношений с ИРИ является достаточно перспективным. Мы достигли очень хороших взаимных результатов», – заявил Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь Василий Матюшевский.

Представитель Беларуси отметил значимость соглашения для реализации экспортной стратегии республики. «Наша взаимная торговля развивается достаточно активно с 1993 года. В 2017 году в три раза вырос взаимный товарооборот между Беларусью и Ираном. Очень позитивная динамика наблюдается и в первом квартале 2018 года», – сообщил Василий Матюшевский.

Помимо традиционного торгово-экономического сотрудничества, развивается и инвестиционное. Беларусь направляет инвестиции в машиностроение Ирана. Иран реализует в Беларуси ряд крупных логистических проектов.

Вице-премьер-министр Кыргызской Республики Замирбек Аскаров сделал акцент на преимуществах, которые получит республика после вступления в силу Временного соглашения. «Объемы торговли между Ираном и Кыргызстаном пока небольшие, но наблюдается тенденция роста взаимной торговли. Кыргызстан может поставлять в Иран макаронные изделия, сливочное масло, электронные лампы накаливания и другую продукцию», – сообщил Замирбек Аскаров. Он отметил важность фиксации в соглашении обязательств сторон по установлению режима наибольшего благоприятствования.

Заместитель Председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Козак приветствовал подписание соглашения. Он назвал бизнес его основным бенефициаром. «В документе предусмотрена специальная статья по установлению бизнес-диалога. Точный формат этой площадки будет определен в ближайшее время с участием бизнеса», – сказал Дмитрий Козак.

Министр промышленности, шахт и торговли Исламской Республики Иран Мохаммад Шариатмадари отметил большой потенциал стран ЕАЭС и Ирана как субъектов мировой экономики.

«Иран ставит задачу упростить процедуры экспорта, устранить препятствия, развить логистику и установить стабильные торгово-экономические отношения между ЕАЭС и Ираном, – заявил представитель республики. – Мы нацелены на второй этап, который станет гарантом развития наших отношений в будущем».

Справка

В перечень для ЕАЭС войдут мясная и масложировая продукция, отдельные виды кондитерских изделий и шоколада, а также металлы, косметика, отдельные виды электронного и механического оборудования.

Иранской стороне будут предоставлены тарифные преференции по развернутому списку продовольствия, в первую очередь, овощам, фруктам, сухофруктам, а также строительным материалам, посуде, коврам, некоторым изделиям из цветных металлов.

По промышленным товарам средний уровень ставок ввозных пошлин Ирана снизится с 22,4% до 15,4%, то есть на 7 п.п., Союза – с 8% до 4,7%, то есть на 3,3 п.п. По сельскохозяйственным товарам Иран уменьшит пошлины в среднем с 32,2% до 13,2%, то есть на 19 п.п., Союза – с 9,6% до 4,6%, то есть на 5 п.п.

www.eurasiancommission.org

Зона свободной торговли ЕАЭС Вьетнам

29 мая 2015 г. Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Евразийским экономическим союзом (далее — ЕАЭС) и Социалистической Республикой Вьетнам было подписано Соглашение о свободной торговле между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами с одной стороны и Социалистической Республикой Вьетнам с другой стороны (заключено в г. Бурабае 29.05.2015) (далее — Соглашение).

Для государств — членов ЕАЭС Соглашение является первым преференциальным торговым соглашением, подписанным в подобном формате. До сих пор подобные преференциальные соглашения государства — члены ЕАЭС подписывали в отдельном двухстороннем формате (например, Беларусь, Казахстан и Россия подписали отдельные межправительственные соглашения о свободной торговле с Сербией).

5 октября 2016 г. Соглашение вступило в силу. Таким образом, с указанной даты начала функционировать зона свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.

Одновременно с 5 октября 2016 г. вступили в силу двусторонние белорусско-вьетнамский и российско-вьетнамский межправительственные протоколы о поддержке производства автомоторных средств на территории Вьетнама (далее – межправительственные Протоколы о промсборке), которые установили преференциальный режим реализации инвестиционных проектов по промышленной сборке белорусской и российской автотехники во Вьетнаме.

В целях адаптации национальных экономик стран ЕАЭС к режиму свободной торговли с Вьетнамом для отдельных товаров установлены переходные периоды от 5 до 10 лет, в течение которых происходит постепенное снижение ставок ввозных таможенных пошлин.

За период действия Соглашения о ЗСТ по состоянию на 2017 год ЕАЭС уже обнулил ставки ввозных таможенных пошлин для Вьетнама в отношении 43% от общего числа тарифных позиций Единого таможенного тарифа ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС). В течение 10 лет беспошлинный ввоз товаров на общий союзный рынок для вьетнамских экспортеров будет расширяться и охватит 90% позиций ЕТТ ЕАЭС.

Средняя тарифная ставка государств-членов ЕАЭС на товары из Вьетнама уменьшается с 9,8% до 2,5% в течение последующих 10 лет. Для сельхозпродукции снижение составит с 9,9% до 5,6%, для промышленной продукции – с 8,0% до 1,2%.

Средняя ставка импортного тарифа Вьетнама для стран ЕАЭС согласно Соглашению о ЗСТ снижается с 10% до 1% к 2025 году.

В частности, для сельхозпродукции импортные пошлины снижаются с 16% до 0,2%, для промышленной продукции – с 8,9% до 0,1%.

www.economy.gov.by

Зона свободной торговли с Ираном усилит азиатский вектор ЕАЭС

_ Александр Шустов, к. исторических н. Ярославль, 18 июня 2019 г.

Парламент Ирана 10 июня ратифицировал временное соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Евразийским экономическим союзом, подготовка которого велась на протяжении двух лет. Запуск ЗСТ с Ираном усилит азиатский вектор развития ЕАЭС, который в сложившихся условиях выглядит единственно возможным.

Вопрос создания указанной ЗСТ обсуждался давно. В условиях острого геополитического противостояния с Западом Тегеран и Москва, как и остальные члены ЕАЭС, являются друг для друга естественными союзниками. Сближению с Ираном способствует география стран-участниц Союза, начертание их транспортных коммуникаций, а также наличие давних торгово-экономических связей. Тем не менее переговоры о создании ЗСТ продвигались непросто ввиду схожей структуры экономик Ирана и крупнейших государств ЕАЭС, ориентированных на экспорт нефтегазовых ресурсов, а также сложностей в согласовании условий торговли потребительскими товарами.

Начало переговоров о создании ЗСТ с Ираном было одобрено президентами евразийской «пятерки» в декабре 2016 г. В марте следующего года участники Евразийского межправительственного совета, объединяющего глав правительств союзных государств, подписали распоряжение о подготовке временного соглашения по созданию ЗСТ с Ираном. Вскоре пресс-служба ЕЭК сообщила о завершении работы над текстом временного соглашения, которое было разработано на основе правил ВТО. Стороны обязались соблюдать ее основополагающие принципы в части обеспечения режима наибольшего благоприятствования и национального режима торговли в отношении всех товаров, на которые будет распространяться действие договора.

Однако подписать соглашение до конца 2017 г., как на то надеялись в ЕЭК, не удалось. Документ о ЗСТ между Ираном и ЕАЭС был подписан лишь 17 мая 2018 г. в ходе Астанинскогоэкономического форума, а его ратификация растянулась еще на год. Так, если российская Госдума ратифицировала временное соглашение с Ираном еще 15 ноября прошлого года, то парламентом Казахстана – только в апреле нынешнего. В силу документ должен вступить до конца этого года.

Смысл создания зоны свободной торговли заключается в том, что договаривающиеся стороны снижают или вообще отменяют таможенные пошлины по согласованному списку товаров. Именно этот перечень, а также размер таможенных тарифов и являются, как правило, наиболее трудными вопросами в процессе переговоров. Снижение таможенных пошлин или открытие рынков может негативно повлиять на внутреннее производство, чего участники соглашения стараются избежать.

Именно по этим причинам в обозримой перспективе невозможно создание ЗСТ между ЕАЭС и КНР, в котором китайская сторона очень даже заинтересована. Наплыв дешевой китайской продукции приведет к массовому банкротству промышленных и сельскохозяйственных предприятий в ЕАЭС, что делает ЗСТ с Китаем невыгодной.

Временное соглашение между ЕАЭС и Ираном, по данным Минэкономразвития РФ, включает 502 кода товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности с «евразийской» стороны и 360 кодов – с иранской. Условия соглашения приближены к правилам ВТО и предусматривают, что в отношении охваченных им товаров применяются обязательства по отказу от применения количественных запретов и нетарифных торговых ограничений. При этом объем российского экспорта в Иран, который попадает под действие соглашения, по данным за предшествовавший его подписанию 2017 год, оценивается в 822 млн. долл., а иранского экспорта в Россию – в 249 млн долл. То есть Россия изначально находится в более выигрышной позиции и еще до начала действия соглашения имеет в торговле с Ираном профицит.

В целом же соглашение оценивается для стран ЕАЭС как чрезвычайно выгодное. В ходе переговоров Тегеран, как отметил замдиректора департамента торговой политики ЕЭК Станислав Георгиевский, согласился снизить для Союза размер пошлины на ввоз сельскохозяйственной продукции почти втрое – с 32 до 13%. Таможенные тарифы на ввоз в Иран промышленной продукции сократились не столь ощутимо, но тоже значительно – с 22 до 15% ее стоимости. Если объемы торговли между Ираном и ЕАЭС останутся на прежнем уровне, это позволит союзным предприятиям ежегодно экономить на пошлинах около 50 млн долл. В итоге товары из стран ЕАЭС будут продаваться на иранском рынке по значительно более низким ценам, чем товары из других стран, что создаст для них значительные конкурентные преимущества.

«Несколько лет назад стало понятно, что санкционный режим в отношении Ирана будет облегчен, – заявил в апреле этого года С.Георгиевский. – Тогда многие страны стали бороться за большой и перспективный иранский рынок. ЕАЭС тоже вступил в эту борьбу, и мы в ней победили, потому что никто из наших конкурентов за последние годы соглашение с Ираном о свободной торговле не подписал».

Благодаря заключению временного соглашения о создании ЗСТ с Ираном государства ЕАЭС, по его словам, будут поставлять промышленные и сельскохозяйственные товары, продукцию металлургии, нефтехимии, лекарства и косметику на иранский рынок по таможенным пошлинам на очень выгодных условиях. Свою выгоду получат и потребители в странах Союза, которые смогут покупать более дешевые иранские товары, в числе которых – орехи, сухофрукты, мясомолочные продукты, товары легпрома (ковры и одежда).

Любопытно, что по итогам прошлого года Иран активно наращивал экспорт своей продукции в Россию, тогда как российский экспорт, напротив, несколько сократился. Общий объем торговли между двумя странами в прошлом году составил 1,7 млрд долл., увеличившись всего на 2%. При этом экспорт из России в Иран уменьшился на 8% (до 1,2 млрд долл.). Зато иранский экспорт в РФ увеличился более чем на треть и достиг 533 млн долл. Тем не менее Россия в результате получила профицит в размере 675 млн долл. Основные статьи российского экспорта – продовольствие (зерно, подсолнечное масло, мясо), древесина и целлюлозно-бумажные изделия, машины, оборудование и металлы. Главные стати иранского экспорта – продовольствие (в основном фрукты и орехи), медь и продукция химической промышленности.

Среди внешнеторговых партнеров России Иран занимает всего 50-е место. Однако после заключения соглашения о ЗСТ ситуация может заметно измениться. По оценке президента Торгово-промышленной палаты России Сергея Катырина, Иран, ежегодные темпы роста ВВП которого прогнозируются на уровне 4%, является для российского бизнеса весьма привлекательным рынком. В ближайшие годы взаимный товарооборот реально увеличить до 3 млрд долл., а в перспективе – до 10 млрд долл. При этом речь идет отнюдь не только о торговле продовольствием. Российские компании планируют участвовать в модернизации транспортной инфраструктуры Ирана, поставлять ему технологии, современную технику и оборудование. О перспективах развития торговли с Ираном позволяет судить опыт создания ЗСТ с Вьетнамом. В течение первого года экспорт из ЕАЭС в эту страну вырос сразу на 40%, что в случае с Ираном даст годовой прирост торговли в размере почти 700 млн долл.

Азиатский вектор развития внешнеторговых связей Союза отнюдь не является случайным. Евросоюз, который рассматривает ЕАЭС как своего конкурента на востоке Европы, предпочитает его не замечать и никаких документов с ним не подписывать. Поэтому заключение соглашений о ЗСТ сегодня обсуждается почти исключительно с восточными странами – Египтом, Сингапуром, Индией и Израилем. Сотрудничество с большинством из них позволяет ЕАЭС наращивать несырьевой экспорт и развивать промышленную и технологическую кооперацию. Единственным исключением является Сербия, которая, хоть и находится в Европе, в состав ЕС пока не входит. Соглашение с ней было заключено странами «интеграционной тройки» – Россией, Казахстаном и Белоруссией вскоре после создания ими в 2010 г. Таможенного союза. И теперь к нему должны присоединиться ставшие членами ЕАЭС в 2015 г. Армения и Киргизия.

Несколько омрачающим ратификацию соглашения обстоятельством является лишь тот факт, что оно является временным и рассчитано всего лишь на три года. Ситуация, однако, поправима. Не позднее чем через год после его вступления в силу стороны должны вновь начать переговоры и выйти на заключение постоянного соглашения о ЗСТ.

Источник: Ритм Евразии

eurasian-studies.org

Выгоды от зоны свободной торговли Вьетнама и ЕАЭС — Евразийские Исследования

_ Кань Тоан Нгуен, профессор, научный сотрудник Института европейских исследований при Вьетнамской академии общественных наук. Сайгон, 22 января 2019 г.

Зона свободной торговли между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом функционирует более двух лет, и польза от нее была заметна уже по итогам 2017 г.: например, товарооборот Ханоя и Москвы достиг рекордного уровня за последние 26 лет. В 2018 г. существующая тенденция сохранилась, при этом преимуществами соглашения пользуется не только Россия: все больше совместных предприятий во Вьетнаме запускает и Беларусь. О выгодах от зоны свободной торговли для Вьетнама и стран ЕАЭС.

— Профессор Нгуен, как соглашение о зоне свободной торговли изменило экономическую ситуацию в отношениях Вьетнама и ЕАЭС?

— С момента вступления в силу торгового соглашения между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом в 2016 г. темпы роста товарооборота между Вьетнамом и Российской Федерацией сильно возросли, причем в среднем на 30% в год. На Россию приходится более 90% общего товарооборота между Вьетнамом и ЕАЭС. Согласно статистике Вьетнамской таможни, за первые 8 месяцев 2018 г. двусторонний импортно-экспортный оборот достиг $3,11 млрд (рост на 36% по сравнению с аналогичным периодом 2017 г.), из которых экспорт из Вьетнама в РФ достиг $1,68 млрд (рост на 17,81%), а импорт – $1,43 млрд (рост на 66,28%).

— Какую выгоду от данного соглашения получила Россия?

— Заметно активизировалось вьетнамско-российское взаимодействие в сфере торговли, экономики, инвестиций, обороны и безопасности: по данным Ханоя, в 2017 г. товарооборот между Вьетнамом и Россией достиг $3,56 млрд, увеличившись на 29%. За первые 10 месяцев 2018 г. товарооборот оценивался в $3,85 млрд, что на 37,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Заместитель министра промышленности и торговли России, Василий Осмаков, выступая в интервью вьетнамской прессе по случаю Международной торговой ярмарки Vietnam Expo-2018, заявил, что товарооборот в $5,2 млрд (по данным Москвы) является рекордом Вьетнама и России в постсоветский период. По словам Осмакова, это очень обнадеживающая тенденция, и этот результат напрямую связан с вступлением в силу Соглашения о свободной торговле между Вьетнамом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС).

За 7 месяцев 2018 г. Россия стала 24-м крупнейшим экспортным рынком Вьетнама и 19-м крупнейшим торговым партнером Вьетнама.

— В каких российских товарах наиболее заинтересован Вьетнам? Как в стране относятся к товарам из России?

— В 2017 г. во Вьетнаме насчитывалось 2200 предприятий, сотрудничающих с российскими партнерами, а за 7 месяцев 2018 г. их число увеличилось до 2042.

Основным продуктом импорта из России для Вьетнама является пшеница: за 7 месяцев 2018 г. ее было закуплено на сумму $358 млн, что в 32 раза выше, чем за аналогичный период прошлого года.

На ее долю приходится почти 30% всего импорта страны. Следом за этой товарной группой идет уголь – его за 7 месяцев 2018 г. было импортировано на $145 млн.

Стоимость и удельный вес основного импорта Вьетнама из России за 7 месяцев 2018 г. Источник: Главное таможенное управление Вьетнама.

Стоимость и удельный вес основных экспортных товаров Вьетнама в Россию за 7 месяцев 2018 г. Источник: Главное таможенное управление Вьетнама.

Две стороны поддерживают многие эффективные механизмы сотрудничества. Во Вьетнаме хорошо относятся к товарам российского производства, считают их качественными. Значительно увеличился товарооборот по кондитерским изделиям, а вот в поставках курятины, свинины и говядины сохраняются сложности, связанные с оформлением ветеринарных сертификатов.

В энергетическом секторе обе стороны продолжают создавать благоприятные условия для нефтегазовых проектов, а также расширять сотрудничество в других областях, таких как поставка сжиженного природного газа (СПГ), электричество, инжиниринг.

— Как соглашение о ЗСТ с Евразийским союзом повлияло на экономику Вьетнама?

— Благодаря глубокой интеграции в мировой экономический поток макроэкономика Вьетнама оставалась стабильной, основные балансы были обеспечены. Экономика страны в 2018 г. выросла на 7,08% – это рекордный уровень с 2008 г.; положительное сальдо торгового баланса превысило $7 млрд; в 2018 г. была зафиксирована сумма иностранных инвестиций в $19 млрд. Третий год подряд уровень инфляции держится на отметке ниже 4%. Гибко определяется фискальная и денежная политика, отвечающая требованиям к капиталу в экономике.

— Ранее в России существовали определенные опасения в связи с заключением соглашения о ЗСТ с Вьетнамом. Оправдались ли они?

— Вьетнам можем похвастаться работающим соглашением с ЕАЭС о свободной торговле.

Вьетнам теперь не воспринимается ментально как некая угроза с точки зрения конкуренции для российского рынка. Цифры, которые мы уже сейчас можем увидеть за время действия соглашения, достаточно успокаивающие.

Во-первых, налицо увеличение экспорта. Во-вторых, товарооборот вырос на 35%, причем почти абсолютно симметричны как рост экспорта, так и рост импорта.


Статистические данные о стоимости экспорта, импорта и торгового баланса Вьетнама за период 2011-2017 гг. и 7 месяцев 2018 г. Источник: Главное таможенное управление Вьетнама.

— Как развивается сотрудничество Вьетнама с другими участниками ЕАЭС с Беларусью?

— В настоящее время Республика Беларусь реализует проект по созданию производства грузовых автомобилей МАЗ в провинции Хынгйен в рамках белорусско-вьетнамского совместного предприятия «МАЗ Азия». Запуск автосборочного завода запланирован на 2019 г. Также ведется работа по созданию в провинции Хынгйен совместного предприятия по производству молочных продуктов из белорусского сырья.

В конце 2017 г. Транспортной корпорации г. Ханоя «TRANSERCO» (Vietnam National Administration of Tourism) были переданы 32 единицы городских низкопольных автобусов МАЗ, собранных на базе корпорации «SAMCO» (г. Хошимин). Продолжаются поставки карьерных самосвалов БЕЛАЗ различной грузоподъемности и шинной продукции «Белшина» для нужд корпорации «VINACOMIN» (Vietnam National Coal and Mineral Industries Group). После вступления в силу Соглашения о ЗСТ с ЕАЭС – Вьетнам высокими темпами растет экспорт белорусской мясо-молочной продукции.

Источник: http://eurasia.expert/

eurasian-studies.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *